Александр Александрович Алябьев Памятные места
А.А.Алябьева в Подмосковье
|
|
|
Два Пущино До последнего времени, таким образом, не были известны данные, которые недвусмысленно и однозначно свидетельствовали бы о пребывании А.А. Алябьева именно в нашем Пущино. Лишь недавно в Центральном историческом архиве (Москва) удалось с помощью М.А. Чусовой разыскать документальные этому подтверждения. Были найдены два полицейских рапорта с грифом “секретно”, доносившие о поездках “состоявшего… под надзором лишенного чинов и дворянства бывшего подполковника Алябьева” в августе 1835 г. и январе 1842 г. “в с. Пущино, принадлежащее гг. Офросимовым”. Судя по датам, первый приезд в Пущино-на-Оке состоялся сразу же после возвращения композитора из сибирской ссылки, а второй был, вероятно, связан с судебным процессом о наследовании пущинской усадьбы. Копии всех указанных в заметке документов экспонируются на выставке, посвященной жизни и творчеству А.А. Алябьева (Детская музыкальная школа). Рязанцы А.А.Алябьеву
Быть
может, от зари и до зари
Над этим старым парком, здесь, в Рязанцах Не умолкая, в воздухе парит Мелодия прелестного романса. И.В.Рудаков
Пущино
-
не единственное место в Подмосковье, связанное с именем замечательного
русского композитора Александра Александровича Алябьева. Значительный
период в его жизни занимает пребывание в селе Рязанцы
Щелковского
района (ранее с. Троицкое-Рязанцы Богородского уезда). После ссылки в
Сибирь по ложному обвинению в убийстве
Алябьев, добившись частичной амнистии, приезжает сюда в марте 1835 г.
Это местопребывание разрешено ему с сохранением полицейского надзора и
запретом въезда в Москву и Петербург.
Рязанцы в то время находились во владении Владимира Михайловича Исленьева, мужа самой младшей сестры Алябьева Натальи Александровны. Но не только родственные узы связывали композитора с супружеской парой. Владимир Михайлович сам был композитором-любителем и даже издал несколько своих музыкальных произведений (экоссезы, вальсы, кадрили), а Наталья Александровна любила петь, и брат посвятил ей немало романсов ("Трубадур", "Желанье", "Терпение", "Девичий сон", "Тайная скорбь"). К сожалению, усадьба Исленьевых, где написаны романсы "Счастье во сне", "Сельская элегия" и музыка к трагедии брата, Василия Александровича, "'Отступник или Осада Коринфа" не сохранились. Рязанцы связаны также со знаменательным событием в жизни композитора. Здесь в 1840 г. в церкви Живоначальной Троицы А.А.Алябьев венчался с Екатериной Александровной Римской-Корсаковой, вдовой владельца Пущинской усадьбы. Церковь, к счастью, не только сохранилась, но к настоящему времени восстановлена и несколько лет является действующей. В реконструкции находится та часть, где проходило венчание. По мнению некоторых авторов, Алябьев познакомился с Екатериной Александровной еще в 20-х гг., но ложное обвинение и последующая ссылка разлучили их на долгие годы. Вскоре после ареста Алябьева в 1825 г. она была выдана замуж, однако духовное общение, по-видимому, не прерывалось. В 1832 г. Алябьев издал романсы и в 1834 г. - песни, посвященные будущей жене. В одном из прошений царю о восстановлении мужа в правах она пишет: "Я вступила в супружество с Алябьевым уже во время его несчастья, не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и одно только чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость..." Будучи моложе Алябьева на 16 лет, она ненамного пережила своего супруга, скончавшись через три года после его смерти. В Рязанцах жива память о композиторе: на месте бывшей усадьбы в 1988 г. установили памятник скульптора Н.Ф.Вентрина, и благодаря регенту церковного хора Сергею Пашкову ежегодно в последнюю субботу августа день рождения Алябьева отмечается концертом из его произведений. Вокальный
конкурс «Алябьевский соловей» Вернувшемуся в 1835 г. из сибирской ссылки, благодаря многочисленным ходатайствам родных и близких, «лишенному чинов и дворянства бывшему подполковнику Алябьеву» Николай I «повелеть соизволил… дозволить жить у родных с запретом въезда в обе столицы и с отданием его под надзор полиции…» По фиктивным командировочным опальный композитор, однако, часто бывает, а порой и нелегально проживает в Москве, где после длительного перерыва на театральных афишах появляется его имя. За неоднократные нарушения запрета разгневанный император приказал в 1842 г. выслать его на жительство за 100 верст от Москвы, в уездный городок Коломну. В тот год там свирепствовала холера и А.А. Алябьев с женой были вынуждены вести довольно затворнический образ жизни, что подобно А.С. Пушкину в Болдино, позволило ему полностью отдаться творчеству. За год пребывания в Коломне Алябьев завершает оперу «Рыбак и русалка», продолжает работать над операми «Волшебная ночь» (по комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь») и «Аммалат-бек» (по одноименной повести А.А. Бестужева-Марлинского), в музыке которой широко представлены ранее незнакомые европейцам кавказские и башкирские народные мелодии. К сожалению, до нас дошли лишь фрагменты партитуры и эксизы к опере “Аммалат-бек” (“Карачаевская любовная”, “Хищническая”, “Кабаридинка героическая”, “Пляски черкесские”, “Увертюра черкесская”). Тогда же он сочиняет струнный квартет и специально для местной церкви - хоровое песнопение «Отче наш». Алябьев попрежнему пишет также вокальную музыку и в коломенский период им созданы такие произведения как «Черкесская песня» («Много дев у нас в горах») на слова М.Ю. Лермонтова, «Кабак» («Выпьем, что ли, Ваня») на слова Н.П. Огарева и «Почтальон» («Скачет форменно одет вестник радостей и бед») на слова Е.Н. Гребенки. В Коломне композитор получает известие о принесшей ему европейскую известность публикации фортепианной транскрипции своего романса «Соловей», сделанной Ф. Листом. Алябьев был польшен вниманием такого знаменитого автора и нашел музыку транскрипции очаровательной. Весной следующего года Лист приезжает в Москву, но из-за запрета посещения Алябьевым столиц знакомство композиторов остается заочным. Лишь летом 1843 г. по ходатайству московского генерал-губернатора князя Д.В. Голицина ему дозволено покинуть Коломну и разрешено «жительствовать в Москве, под присмотром полиции, но с тем, чтобы он не показывался в публике». Известно, что во время своего пребывания А.А. Алябьев посещал Успенский собор коломенского кремля, который сохранился до настоящего времени. Имя композитора носит центральная музыкальная школа г. Коломны. |
Copyright (C)
2005-2022 И.В. ГОЛУБЕВА
|