Александр Александрович Алябьев

 Музыка               
 

К началу

Биография

Творчество

Музыка

Алябьевские места Подмосковья

Статьи и заметки

Детская музыкальная школа г.Пущино имени
А.А. Алябьева


 
Квартеты А.Алябьева Романсы и песни А.Алябьева
Русский романс. А.А. Алябьев «Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты»
Alexander Aliabiev. The Magic Drum. Orchestarl & Incidental Music Юлия Зиганшина - Царкосельская статуя (Романсы)
Эмиль Гилельс (фортепиано) в ансамблях Алябьева
Различные произведения



Квартеты А.Алябьева

Квартет имени Бетховена    Имя Александра Александровича Алябьева (1787-1851), известного русского композитора начала XIX века, в основном знакомо широкому кругу любителей музыки благодаря романсу "Соловей" - замечательному образцу русского городского романса эпохи романтизма. Романсы, песни, фортепианные танцевальные пьесы Алябьева издавались и были популярны еще при его жизни. Алябьев создал шесть опер, балет, музыку к театральным пьесам, увертюры, симфонии, камерные ансамбли (квартеты, трио и др.), произведения для хора, пьесы для фортепиано и более 160 романсов. Судьба этого богатого наследия сложилась драматично - большая часть его произведений так и осталась в рукописях, многие из которых не окончены или утеряны. Менее всего известны его инструментальные сочинения, до настоящего времени они исполняются и издаются крайне редко. Остается лишь надеяться, что эта незаслуженно забытая часть творческого наследия композитора откроется музыкантам и слушателям и станет столь же любимой, как и широко известные романсы.

Титульный лист III квартета А.Алябьева. Автограф    Первый и Третий квартеты написаны соответственно в 1815 и в 1825 году. Они относятся к раннему периоду творчества А. Алябьева и целиком соответствуют принципам классицизма. В них используется типичная четырехчастная структура цикла: подвижное сонатное allegro, медленная часть, менуэт и быстрый финал (в третьем квартете иной вариант: менуэт предшествует медленной части). Правда, алябьевский классицизм - поздний, времен Бетховена и Россини. Это особенно хорошо слышно в менуэтах, которые обретают стремительность и подчеркнутую энергичность.

    Отметим некоторые особенности: в первом квартете финал открывается медленным вступлением трагического характера, которое создает резкий контраст бодрому, мажорному настрою финала и всего квартета; в третьем квартете аналогичную роль скорбного лирического высказывания берет на себя медленная третья часть - вариации на собственную, алябьевскую тему Соловья. Автор так и обозначил часть: Adagio на тему русской песни Соловей - дело в том, что русскими песнями в эпоху Алябьева назывались не только собственно народные песни, но и романсы, сочиненные композиторами в фольклорном духе.

   Квартеты Алябьева - одни из первых примеров квартетного жанра в русской музыке. По глубине и мастерству они приближаются к квартетному письму Бетховена или Шуберта. В них мы видим талантливое и самобытное преломление русским композитором традиций европейской классики.

   Квартет имени Бетховена в составе: Дмитрий Цыганов (первая скрипка), Василий Ширинский (вторая скрипка), Вадим Борисовский (альт) и Сергей Ширинский (виолончель) - сложился в 1923 году и сначала назывался Квартет Московской консерватории. Свое теперешнее имя квартет получил в 1931 году после блестящего исполнения серии квартетов Бетховена. Первоначальный состав сохранялся свыше сорока лет - по-видимому, это рекорд длительности существования ансамбля, сыгравшего за это время более 600 произведений и свыше 200 из них записавшего в студиях грамзаписи. Все участники квартета вели педагогическую работу, будучи профессорами Московской консерватории. С годами произошло естественное обновление состава. Место Василия Ширинского занял Николай За-бавников, место Вадима Борисовского - Федор Дружинин. Позднее в состав «бетховенцев» вошли Евгений Альтман и Олег Крыса. В репертуар квартета входят произведения Моцарта, Гайдна, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, Чайковского, Танеева, Глазунова, Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, Хиндеми-та. Многие композиторы, в том числе Шостакович, Мясковский, Шебалин, Вайнберг, посвящали Бетховенскому квартету свои произведения. «Бетховенцы» были первыми исполнителями всех квартетов Шостаковича.

   С квартетом имени Бетховена выступали крупнейшие музыканты-исполнители, среди них: Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах, Иван Козловский. Предлагаемые записи квартетов Александра Алябьева относятся к числу многочисленных творческих открытий «бетховенцев». Эти квартеты, звучавшие в музыкальных салонах при жизни композитора, были впоследствии утеряны. Их ноты были обнаружены только в 1948 году в подвалах Московской консерватории. Тогда же состоялась их вторая премьера.

Квартет №1, для двух скрипок, альта и виолончели, ми - бемоль мажор, 1815
  1. Allegro con spirito    6:04
  2. Adagio    7:05
  3. Менуэт. Allegro    4:40
  4. Финал. Andante sostenuto. Allegro vivace    7:15
Запись 1950 года

Квартет №3, для двух скрипок, альта и виолончели, соль мажор, 1825
  1. Allegro    6:57
  2. Менуэт. Allegro    4:52
  3. Adagio (на тему русской песни «Соловей»)    4:20
  4. Финал. Allegro    8:19
Запись 1948 года

Квартет имени Бетховена

Квартет имени Бетховена

Дмитрий Цыганов - первая скрипка
Василий Ширинский - вторая скрипка
Вадим Борисовский - альт
Сергей Ширинский - виолончель

Фонограммы предоставлены Государственным фондом телевизионных и радиопрограмм
Редактор Любовь Овчинская. Авторы аннотации Константин Зенкин, Михаил Цыганов
Звукорежиссер реставрации Владимир Кузнецов. Художник-дизайнер Владимир Пасичник




Романсы и песни А.Алябьева в исполнении Александра Ведерникова

    В своем творчество А.Алябьев обратился практически ко всем жанрам современного ему русского музыкального искусства (романсы и песни, оперы и водевили, музыка камерно-инструментальная, симфоническая, балетная, хоровая, для военно-духовых оркестров, танцевальная, для солирующих инструментов...). Общее число трагедий, комедий и драм с апябьевской музыкой трудно точно установить, поскольку имя ссыльного композитора, как правило, не упоминалось в афишах. Алябьев один из первых русских композиторов писал музыку к шекспировским постановкам. Алябьев первый из выдающихся русских композиторов создал музыку к театральным постановкам по произведениям Пушкина. Исследователи творчества Алябьева называют его непосредственным предшественником русских классиков в их работе с музыкальным фольклором, и не только русского народа. Наиболее широко известны его обработки украинских песен.

    Хоровое наследие Алябьева включает в себя более ста произведений. Среди них первый в истории русской музыки концертный хоровой цикл a’capella на светские темы, грандиозная Литургия до минор для светского исполнения смешанным хором. Многочисленны сочинения Алябьева для инструментальных и камерно-вокальных ансамблей… Романс и песня - неизменная сфера творчества композитора, начиная с 1810 годов. Необычайно широк круг поэтов, на стихи которых Алябьев создавал свои романсы. Наибольшее количество романсов написано им на стихи А.С. Пушкина, А.А. Дельвига, В.А. Жуковского. К излюбленным авторам стихов можно отнести романтиков А.Ф. Вельтмана и И.И. Козлова, поэта гусарской вольницы Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова... В течение 1974-1976 годов выдающийся исследователь творчества Алябьева Борис Васильевич Доброхотов осуществил выпуск Полного собрания романсов и песен А.А. Алябьева в 4-х томах, включающее около трехсот произведений.

    Алябьевское наследие - ценнейшее достояние русской музыкальной культуры. Его творчество - предвестник многих достижений русской композиторской школы второй половины XIX века. Выдающийся музыковед академик Асафьев называл Алябьева "дальнозорким талантом". Асафьев писал; "Среди многих музыкальных дарований русского искусства первой половины XIX века всплывает имя Алябьева, имя, с каждым годом все более и более яснеющее для нас благодаря умножающимся раскопкам ею музыки. Любопытно это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам многих людских сердец, бившимся в тон алябьевским мелодиям". Эти слова и сегодня наилучшим образом выделяют самое главное в незаурядном таланте художника.




1. Узник
13. Я вижу образ твой
2. Я Вас любил
14. Уединение
3. Два ворона
15. Терпение
4. Не говори, любовь пройдёт
16. Бедный певец
5. Слеза
17. Луч надежды
6. Если жизнь тебя обманет
18. Дедушка
7. Черкесская песня
19. Совет (гусарская песня)
8. Я люблю тебя, дева милая
20. Нищая
9. Сижу на берегу потока
21. Иртыш
10. Песнь бедняка
22. Уныние
11. Дубрава шумит
23. Собрались мы к боярину (величальная)
12. Влюблён я, дева-красота





Русский романс. А.А. Алябьев. К 150-летию со дня смерти композитора






1. Соловей
13. Я люблю тебя, дева милая
2. И я выйду ль на крылечко
14. Иртыш
3. Певец
15. Луч надежды
4. Цветок (В. Жуковский)
16. Дедушка
5. Цветок (А. Пушкин)
17. Совет
6. Талисман
18. Влюблён я, дева-красота
7. Узник
19. Старый муж
8. Два ворона
20. Незабудочка
9. Я Вас любил
21. Нищая
10. Слеза
22. Вечерком румяну зорю
11. Песня бедняка
23. Уныние
12. Дубрава шумит
24. Увы, зачем она блестает




«Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты»

    В 1827 в Московском Большом театре был поставлен комический балет Алябьева "Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты" (балетмейстер Ф. Бернаделли; судя по названию, - продолжение балета "Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле" Маковеца, 1818, балетмейстер тот же). Остроумная и эффектная музыка балета Алябьева (одного из наиболее популярных его музыкально-театральных сочинений) характеризуется развитой темброво-инструментальной драматургией, подчеркивающей противоборство волшебных сил флейты и барабана. Для обрисовки сходных сценических ситуаций используются музыкально-тематические повторы (предвосхищающие лейтмотивную систему в рус. балете 2-й пол. 19 в.), а для конкретизации мимической речи - цитаты из музыки других композиторов (в том числе из балета Маковеца).

“Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты” (1827)
  1. Увертюра
  2. Акт 1. Сцена 1
  3. Сцена 2
  4. Сцена 3
  5. Сцена 5
  6. Сцена 6
  7. Сцена 7
  8. Сцена 8
  9. Акт 2. Вступление
  10. Сцена 1
Исполняет: ансамбль солистов Московской филармонии "Концертино"
Ярослав Красников (первая скрипка), София Красникова (вторая скрипка), Ольга Жмаева (альт), Виктор Козодов (виолончель), Павел Саблин (контрабас), Виктор Пономарёв (флейта, альтовая флейта, флейта-пикколо), Григорий Кац (гобой, гобой д’амур, английский рожок), Дмитрий Шведов (фортепиано, клавесин)




Alexander Aliabiev. The Magic Drum. Orchestarl & Incidental Music

  1. Увертюра к водевилю: Три десятки, или Новое двухдневное приключение
  2. Symphony for four horns and orchestra No. 3 in E Minor (in one movement)
  3. Увертюра к водевилю: Молодая мать и жених в 48 лет, или Домашний спектакль
  4. Увертюра к драме Отступник, или Осада Коринфа
  5. Вариации на Украинскую тему Ехал казак за Дунай для скрипки и оркестра
  6. Буря, симфоническая картина
  7. Увертюра к водевилю: Утро и вечер, или Ветер переменился
  8. Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Сцена 4
  9. Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Сцена 5
  10. Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Сцена 5 - финал
  11. Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Сцена 6
  12. Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Увертюра
Исполняет: Оркестр «Musica viva»
Дирижёр Александр Рудин



Юлия Зиганшина - Царкосельская статуя (Романсы)


Исполняют: Юлия Зиганшина (вокал, гитара, виолончель, бас), Александр Лаврентев (гитара, аранжировки), Асия Бакирова (скрипка), Тим Иббатулин (бубенцы, карильон) и ансамбль классической гитары "Guitarra incognita", записи 1998 и 2004 гг., студия "Сибирский тракт", В. Мустафин.




Эмиль Гилельс (фортепиано) в ансамблях Алябьева









Violin Sonata in E minor

  1. Allegro con brio
  2. Adagio cantabile
  3. Rondo: Allegretto scherzando
Исполняют: feat. piano: Olga Tverskaya, clarinet: Colin Lawson, bassoon: Alberto Grazzi, violin: Adrian Chandler, viola: Norbert Blume

[Формат файлов (кодек): FLAC (Free Lossless Audio Codec) (flac)]




Различные произведения

Соловей (А. Дельвиг)
Валерия Барсова (сопрано) и С. Мацюшевич (фортепиано), 1937 г.
Соловей (А. Дельвиг)
Валерия Барсова (сопрано) и оркестр Государственного академического Большого театра п/у А. Мелик-Пашаева, 1931 г.
Увертюра фа минор для симфонического оркестра
Академический Симфонический оркестр Московской Государственной Филармонии, дирижёр Александр Корнеев, 1990 г.
Квартет для 4-х флейт
Квартет флейт: Александр Корнеев, Альберт Гофман, Владимр Покуличев, Леонид Лебедев, 1990 г.
Adagio из трио Ля минор
Камерный ансабль "Новое трио": Сергей Главатских (фортепиано), Дмитрий Герман (скрипка), Олег Бугаев (виолончель)
Два ворона (А. Пушкин)
А. Ведерников (бас) и квартет "Московская балалайка", 2001 г.
Увертюра к водевилю "Утро и вечер"
Оркестр "Петергоф", дирижер - Лео Корхин
Andante из Струнного квартета № 3 соль мажор ("Соловей")
Ансамбль "Концертино": Ярослав Красников (1-ая скрипка), София Красникова (2-ая скрипка), Павел Жданов (альт), Виктор Козодов (виолончель), Павел Саблин (контрабас), Виктор Пономарёв (флейта), Григорий Кац (гобой), Дмитрий Шведов (фортепиано), 2002 г.
Увертюра к опере-водевилю "Деревенский философ"
Государственный Симфонический оркестр, дирижёр Николай Аносов
Пролог на открытие Большого театра
Солисты, хор и Симфонический оркестр Всесоюзного радио
Вечерний звон (И. Козлов)
Людмила Иванова
Иртыш (И. Веттер)
С. Шапошников (баритон)
Увертюра ре мажор
Государственный Симфонический оркестр, дирижёр Николай Аносов
Полонез
Государственный Симфонический оркестр, дирижёр Николай Аносов
Плачет, плачет дева гор (Грузинская песня) (Л. Якубович)
Давыдова
Фортепианное трио ля минор, 1 часть

Соната для скрипки и фортепиано ми минор, 2 (?) часть

Соната для скрипки и фортепиано ми минор, 3 (?) часть

Нищая (П. Беранже, пер. Д. Ленского)
Михаил Роменский
Не задумывайся, мой друг (Д. Путилов)
Антонина Клещёва
Я жизнь любил (элегия, сл. неизв. автора)
С. Шапошников (баритон)
Иже херувимы
Камерный хор ''Виват''
Вариации на тему ''Соловья''
Р. Шамликашвили (фортепиано)
Одинок месяц плыл (А. Дельвиг)
Яковенко, Антипова, хор
Фортепианный квинтет ми бемоль мажор, 1 часть
Лилия Ранкевич (1 скрипка), Ольга Кудряшова (2 скрипка), Игорь Кущин (альт), Ирина Ефимова (фортепиано)
Ты, Фёдор, славный был гусар (Совет) (В. Алябьев)
С. Шапошников (баритон)
Зимняя дорога (А. Пушкин)
С. Шапошников (баритон)
Если жизнь тебя обманет (А. Пушкин)
Г. Троицкий
Соловей (А. Дельвиг)
А. Соленкова, Оркестр Всесоюзного радио, дирижёр Г. Столяров, 1955
Увертюра к опере-водевилю «Три десятки, или Новое двухдневное приключение» [файл в формате flac]
Ансамбль "Концертино"
Квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны до минор
Зверев (флейта), Любимов (гобой), Соколов (кларнет), Красавин (фагот), Дёмин (волторна)




Все музыкальные произведения на данной странице представленны в сжатом виде с потерей качества и предназначены исключительно для ознакомления с творчеством А.А. Алябьева. Все права на тексты, изображения и музыкальные произведения, представленные на этой странице, принадлежат их правообладателям.