Александр Александрович Алябьев Музыка
|
![]() |
|
|
![]() ![]() Отметим некоторые особенности: в первом квартете финал открывается медленным вступлением трагического характера, которое создает резкий контраст бодрому, мажорному настрою финала и всего квартета; в третьем квартете аналогичную роль скорбного лирического высказывания берет на себя медленная третья часть - вариации на собственную, алябьевскую тему Соловья. Автор так и обозначил часть: Adagio на тему русской песни Соловей - дело в том, что русскими песнями в эпоху Алябьева назывались не только собственно народные песни, но и романсы, сочиненные композиторами в фольклорном духе. Квартеты Алябьева - одни из первых примеров квартетного жанра в русской музыке. По глубине и мастерству они приближаются к квартетному письму Бетховена или Шуберта. В них мы видим талантливое и самобытное преломление русским композитором традиций европейской классики. Квартет имени Бетховена в составе: Дмитрий Цыганов (первая скрипка), Василий Ширинский (вторая скрипка), Вадим Борисовский (альт) и Сергей Ширинский (виолончель) - сложился в 1923 году и сначала назывался Квартет Московской консерватории. Свое теперешнее имя квартет получил в 1931 году после блестящего исполнения серии квартетов Бетховена. Первоначальный состав сохранялся свыше сорока лет - по-видимому, это рекорд длительности существования ансамбля, сыгравшего за это время более 600 произведений и свыше 200 из них записавшего в студиях грамзаписи. Все участники квартета вели педагогическую работу, будучи профессорами Московской консерватории. С годами произошло естественное обновление состава. Место Василия Ширинского занял Николай За-бавников, место Вадима Борисовского - Федор Дружинин. Позднее в состав «бетховенцев» вошли Евгений Альтман и Олег Крыса. В репертуар квартета входят произведения Моцарта, Гайдна, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, Чайковского, Танеева, Глазунова, Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, Хиндеми-та. Многие композиторы, в том числе Шостакович, Мясковский, Шебалин, Вайнберг, посвящали Бетховенскому квартету свои произведения. «Бетховенцы» были первыми исполнителями всех квартетов Шостаковича. С квартетом имени Бетховена выступали крупнейшие музыканты-исполнители, среди них: Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах, Иван Козловский. Предлагаемые записи квартетов Александра Алябьева относятся к числу многочисленных творческих открытий «бетховенцев». Эти квартеты, звучавшие в музыкальных салонах при жизни композитора, были впоследствии утеряны. Их ноты были обнаружены только в 1948 году в подвалах Московской консерватории. Тогда же состоялась их вторая премьера. Квартет
№1, для двух скрипок, альта и виолончели, ми - бемоль мажор, 1815
Запись
1950 года
Квартет №3, для двух скрипок, альта и виолончели, соль мажор, 1825 Запись
1948 года
![]() Квартет
имени Бетховена
Дмитрий Цыганов - первая скрипка Василий Ширинский - вторая скрипка Вадим Борисовский - альт Сергей Ширинский - виолончель Фонограммы предоставлены Государственным фондом телевизионных и радиопрограмм Редактор Любовь Овчинская. Авторы аннотации Константин Зенкин, Михаил Цыганов Звукорежиссер реставрации Владимир Кузнецов. Художник-дизайнер Владимир Пасичник
В своем творчество А.Алябьев обратился практически
ко всем жанрам современного ему русского музыкального искусства
(романсы и песни, оперы и водевили, музыка камерно-инструментальная,
симфоническая, балетная, хоровая, для военно-духовых оркестров,
танцевальная, для солирующих инструментов...). Общее число трагедий,
комедий и драм с апябьевской музыкой трудно точно установить, поскольку
имя ссыльного композитора, как правило, не упоминалось в афишах.
Алябьев один из первых русских композиторов писал музыку к
шекспировским постановкам. Алябьев первый из выдающихся русских
композиторов создал музыку к театральным постановкам по произведениям
Пушкина. Исследователи творчества Алябьева называют его
непосредственным предшественником русских классиков в их работе с
музыкальным фольклором, и не только русского народа. Наиболее широко
известны его обработки украинских песен.
Хоровое наследие Алябьева включает в себя более ста произведений. Среди них первый в истории русской музыки концертный хоровой цикл a’capella на светские темы, грандиозная Литургия до минор для светского исполнения смешанным хором. Многочисленны сочинения Алябьева для инструментальных и камерно-вокальных ансамблей… Романс и песня - неизменная сфера творчества композитора, начиная с 1810 годов. Необычайно широк круг поэтов, на стихи которых Алябьев создавал свои романсы. Наибольшее количество романсов написано им на стихи А.С. Пушкина, А.А. Дельвига, В.А. Жуковского. К излюбленным авторам стихов можно отнести романтиков А.Ф. Вельтмана и И.И. Козлова, поэта гусарской вольницы Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова... В течение 1974-1976 годов выдающийся исследователь творчества Алябьева Борис Васильевич Доброхотов осуществил выпуск Полного собрания романсов и песен А.А. Алябьева в 4-х томах, включающее около трехсот произведений. Алябьевское наследие - ценнейшее достояние русской музыкальной культуры. Его творчество - предвестник многих достижений русской композиторской школы второй половины XIX века. Выдающийся музыковед академик Асафьев называл Алябьева "дальнозорким талантом". Асафьев писал; "Среди многих музыкальных дарований русского искусства первой половины XIX века всплывает имя Алябьева, имя, с каждым годом все более и более яснеющее для нас благодаря умножающимся раскопкам ею музыки. Любопытно это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам многих людских сердец, бившимся в тон алябьевским мелодиям". Эти слова и сегодня наилучшим образом выделяют самое главное в незаурядном таланте художника.
В 1827 в Московском Большом театре был поставлен комический балет
Алябьева "Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты"
(балетмейстер Ф. Бернаделли; судя по названию, - продолжение балета
"Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле" Маковеца, 1818,
балетмейстер тот же). Остроумная и эффектная музыка балета
Алябьева (одного из наиболее популярных его музыкально-театральных
сочинений) характеризуется развитой темброво-инструментальной
драматургией, подчеркивающей противоборство волшебных сил флейты и
барабана. Для обрисовки сходных сценических ситуаций используются
музыкально-тематические повторы (предвосхищающие лейтмотивную систему в
рус. балете 2-й пол. 19 в.), а для конкретизации мимической речи -
цитаты из музыки других композиторов (в том числе из балета Маковеца).
“Волшебный
барабан, или Следствие Волшебной
флейты” (1827)
Исполняет: ансамбль солистов Московской
филармонии "Концертино"
Ярослав
Красников (первая скрипка), София
Красникова (вторая скрипка), Ольга
Жмаева (альт), Виктор Козодов
(виолончель), Павел Саблин
(контрабас), Виктор Пономарёв
(флейта, альтовая
флейта, флейта-пикколо), Григорий Кац
(гобой, гобой д’амур, английский рожок), Дмитрий Шведов (фортепиано,
клавесин)
Исполняет:
Оркестр «Musica viva»
Дирижёр Александр Рудин
Исполняют:
Юлия
Зиганшина (вокал, гитара, виолончель, бас), Александр Лаврентев
(гитара, аранжировки), Асия
Бакирова (скрипка), Тим
Иббатулин (бубенцы, карильон) и ансамбль
классической гитары "Guitarra incognita", записи 1998 и 2004 гг.,
студия "Сибирский тракт", В. Мустафин.
Исполняют: feat. piano: Olga Tverskaya,
clarinet: Colin Lawson, bassoon: Alberto Grazzi, violin: Adrian
Chandler, viola: Norbert Blume
[Формат файлов (кодек): FLAC (Free Lossless Audio Codec) (flac)]
Все музыкальные произведения на данной странице представленны в сжатом виде с потерей качества и предназначены исключительно для ознакомления с творчеством А.А. Алябьева. Все права на тексты, изображения и музыкальные произведения, представленные на этой странице, принадлежат их правообладателям. |
|